2025-05-22
Китайская строительная техника доминирует на российском рынке. В некоторых сегментах доля китайского импорта достигла 85 %, тогда как еще несколько лет назад этот показатель едва приближался к 50 %. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что «китайский» тренд в отрасли характерен не только для России, но и стал общемировой тенденцией. (Опубликовано RusBuilder.com, отредактировано Machinery Intelligence)
В одном из регионов погрузчик-экскаватор китайской компании из Цзинина не нуждается в рекламе, ведь сотни машин этой модели уже введены в эксплуатацию на различных строительных площадках региона. Эту технику приобретают как крупные российские конгломераты, так и малый бизнес в строительной отрасли.
Дмитрий Зюганов, руководитель филиала поставщика строительной и специальной техники, отметил: «Годовая наработка техники в режиме 24/7 составляет 8 000-12 000 моточасов, а ее техническая исправность (КТГ) – 99,9 %. Это означает, что в состоянии непрерывной работы оборудование практически не требует простоев для технического обслуживания».
Китайский машиностроительный гигант предлагает линейку продукции, которая в подавляющем большинстве случаев полностью удовлетворяет потребности строителей даже в самых сложных масштабных проектах. Уральские девелоперы уже опробовали большинство продуктов из этого довольно обширного списка оборудования и выразили свое доверие реальными деньгами.
Екатерина Хафизова, руководитель оргкомитета главной строительной выставки России в Свердловской области, отмечает: «В долларовом выражении продажи азиатского оборудования с 2020 по 2023 год выросли с 50 до 350 миллиардов рублей. Доля китайского оборудования в 2020 году составляла всего 22 процента, сегодня – более 88 процентов».
Всероссийская федерация строительной индустрии объединяет данные о закупках оборудования и опыт использования импортной техники более чем 104 000 российских компаний. По ее статистике, только в прошлом году китайский экспорт строительной техники в Россию составил 1,4 триллиона рублей (абсолютный рекорд).
Антон Глушков, председатель федерации, отметил: «На долю двух компаний, Sany Heavy Industry и XCMG, приходится почти 85 процентов поставок новой строительной техники в Россию. В 2022 году этот показатель составлял не более 50 процентов, а всего за два с половиной года их доля на российском рынке выросла на 60 процентов».
Александр Пугачев, специальный корреспондент русскоязычного телеканала CGTN, сообщает: «Китайские производители продолжают модернизировать свою продукцию и расширять линейки оборудования. Важным стимулом для этого служат быстрорастущие масштабы строительства в Китае и обострение конкуренции в отрасли спецтехники».
Эксперты отрасли особо отмечают гибкость китайских компаний – их способность быстрее адаптироваться к меняющимся потребностям клиентов и предлагать лучшее соотношение цены и качества. Учитывая сложности с поставками новой строительной техники в Россию из Европы и США, показатели китайских компаний могли бы быть еще более яркими, но ряд ограничений ограничивает возможности для развития.
Хафизова добавляет: «Первое ограничение – высокие ставки по лизингу: более 80 процентов оборудования приобретается в лизинг, а текущая ситуация с процентными ставками затрудняет использование этого вида финансового продукта для многих компаний. Вторым сдерживающим фактором является плата за переработку и утилизацию, составляющая более миллиона рублей за единицу оборудования».
Местные российские производители по-прежнему занимают 20-30 процентов рынка строительной и специализированной техники, а также способны выпускать продукцию очень высокого уровня в таких сегментах, как грузовые шасси общего назначения. Это создает широкое поле для деятельности совместных российско-китайских предприятий по разработке новых видов техники. Всероссийская федерация строительной индустрии сообщила, что уже подписан ряд соглашений о создании производственных совместных предприятий в России.
Статья из журнала Machinery Intelligence Station